VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государство как субъект международного права и его основные права и обязанности.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000403
Тема: Государство как субъект международного права и его основные права и обязанности.
Содержание
Содержание
Введение	1
Глава 1. Государство как субъект международного права и его основные права и обязанности	2
1. Понятие государства как субъекта международного права	2
2. Суверенитет как предпосылка международной правосубъектности государства	6
3. Основные права и обязанности государства	9
Глава 2. Международная правосубъектность государств	11
1. Понятие и содержание международной правосубъектности	11
2. Международная правосубъектность государств	12
3. Международное право и международная правосубъектность субъектов федерации	13
Глава 3. Вопросы международной правосубъектности субъектов Российской Федерации	15
1. Регулирование международных связей субъектов Российской Федерации	15
2. Формы международной правосубъектности субъектов Российской Федерации	17
Заключение	21
Список использованных источников	23








Введение
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, государства во внутренней и внешней политике обязаны действовать в пределах установленных прав, помимо этого, они имеют определенные обязанности по отношению к другим государствам. Равные права и, соответственно, равные обязанности утверждены государствам. Это говорит о том, что проводя свою политику ни одно государство не должно ограничивать другое государство в своих правах. Сегодня некоторые государства ищут способ выходить за пределы полномочий, установленных для них, нарушая, таким образом, права других государств и права народов. В основном это выражено правовой основой, но также имеется незаконная сторона подобных «отношений». В связи с этим, необходимо изучить установленные международно-правовыми нормами права и обязанности государства, а так же выявить, в каких рамках государства могут осуществлять свою политику, не посягая интересы других государств.
    Типичные особенности международного права обусловливаются характерными чертами его субъектов, в соответствии с тем, что право существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обеспечения их интересов. Важнейшая особенность статуса субъектов международного права заключается в том, что они прямо участвуют в организации и реализации его норм. Только образования, соответствующие указанным требованиям, могут быть субъектами международного права. Потому круг субъектов не может увеличится случайным образом. [13]
    Государства и межгосударственные организации являются общепризнанными субъектами международного права. Не так очевидно признается правосубъектность наций, народов, ведущих борьбу за образование автономного государства. Как исключение, имеются нетипичные субъекты - Ватикан, свободный город. [13]
     Объектом работы является юридическое содержание  основных важнейших прав и обязанностей государств как субъектов международного права.
     Предмет работы – основные права и обязанности государств.
     Целью данного исследования выступает изучение содержания прав и обязанностей, вместе с тем, особенностей государств как субъектов международного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – изучить понятие государства в международном праве;
     – проанализировать признаки государств
     – рассмотреть общепризнанные права и обязанности государств как субъектов международного права.
    Исторически международное право появилось как право,  которое регулирует государственные отношения. Представителями прав и обязанностей изначально были только государства в качестве единственных участников международных юридических отношений.[15]
    XX век радикально поменял всю структуру международных связей. Создание Организации Объединенных Наций и принятие Устава ООН, а так же глобализация, беспрерывно появляющиеся угрозы миру и международной безопасности поставили отдельные государства и международное сообщество в общем перед трудным выбором привыкания к новым условиям, которые формируются в международных отношениях. [15]
    Изменения, которые ознаменовали наступление XXI века, опять поставили государства перед необходимостью учета новой реальности, начинавшие понемногу приниматься во внимание и во внешней политике разных государств, и в практической деятельности ООН. Это находит отражение также в многих международных соглашениях, заключаемых в последние годы. [15]
    Выживание в современном мире, где происходят процессы глобализации, допустимо только при учете интересов государств и международного сообщества в целом. Международное право в этом должно выступать не только доминирующей, но, зачастую, и решающей роли, которая невыполнима при абсолютизации суверенитета государств. [15]
     Данное исследование проведено с помощью определенных методов исследования,  таких как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы систематизации и обобщения научного материала.
     При анализе проблемы об основных правах и обязанностях государств нами были использованы международные нормативно правовые акты, национальное законодательство некоторых стран, а так же научной литературы и пособий.
     Структура курсовой работы состоит из ведения, 3 глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов,  заключения, а также списка использованных источников.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
Глава 1. Государство как субъект международного права и его основные права и обязанности
1. Понятие государства как субъекта международного права
    Необходимый субъект в социально-политической отрасли в целом - государство. Вне государства не может существовать ни одно общество, которое нужно для обеспечения внутренней и международной деятельности. Видный советский юрист Д.Б. Левин подчеркивал, что «суверенное государство является основной формой организации жизни народов». [13]
    Государства способны обеспечить функционирование международного права благодаря свойственному им уникальному качеству – суверенной власти. Суверенные государства представляются как источник властной энергии международного права. Они основывают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления, в силу своего суверенитета. Государства -могущественные и организованные субъекты. Они сконцентрировали в своих руках главные средства влияния на международную жизнь. [13]
    Государство не только важнейший, но также первоначальный и универсальный субъект международного права. Первоначальный отмечает, что государство становится субъектом вследствие самого факта его формирования. Иные субъекты наделяются данным статусом государствами. Универсальный обозначает, что государство имеет право принимать участие во всевозможных международно-правовых отношениях. [13]
    Субъект международного права - государство в целом, а не действующие от его имени органы и должностные лица. Об этом не следует забывать, встречаясь с такими понятиями, как «межправительственная организация», «межправительственное соглашение». Государство несет абсолютную ответственность за деятельность своих органов.
    В литературе существуют самые разнообразные определения государства. Что же касается международной практики, включая судебную, то она выделяет три основных признака государства: население, территорию, суверенную власть. [13]
    Из сказанного следует, что государства являются необходимыми субъектами международного права. Поэтому отрицание их международной правосубъектности равносильно отрицанию самого международного права. Между тем сторонники такого отрицания реально существуют даже среди авторитетных юристов. Классик французской юриспруденции Ж. Ссель писал: «Только индивид является субъектом международного публичного права»1. По мнению британского ученого Д. Брайерли, государства не являются субъектами международного права2. Показательно, что при решении практических проблем в рамках Комиссии международного права Ж. Ссель вынужден был отказаться от своей концепции и признать правосубъектность государства. [13]
    В последнее время получили распространение взгляды, согласно которым происходит снижение роли государств, идет деэтатизация международных отношений и международного права. Действительно, существенное развитие получили международные связи административно-территориальных частей государства, включая города. Едва ли можно отрицать растущую роль в международной жизни различного рода общественных, религиозных организаций и движений, политических партий. [13]
    Особо отметим роль транснациональных корпораций, которые в значительной мере контролируют мировую экономику и оказывают растущее влияние на политику. Опираясь на свое экономическое могущество, они оказывают влияние на политику государств, включая международную. Тем не менее это влияние осуществляется через государства и не сказывается на их юридическом статусе. Более того, подобные взгляды не отвечают тенденциям развития управления как мировой, так и национальной экономикой. И в той и в другой роль государств явно возрастает. Поэтому обоснованно многие авторитетные ученые считают, что нет оснований ожидать уменьшения значения государства и в обозримом будущем . [13]
    Обосновывая снижение роли государств, зачастую ссылаются на внимание, уделяемое международным правом правам человека. Соответствующее мнение высказывают и государственные деятели, правда, в более сдержанной, чем юристы-теоретики, форме, не признавая за индивидом статуса субъекта международного права. Спикер Палаты общин британского парламента Дж. Хау: «Уменьшение роли государства как клиента или субъекта международного права совпадает, как мне кажется, с ростом значения отдельных граждан как бенефициариев, которым предназначена вся наша деятельность»3. [13]
    Практика не подтверждает взгляды о снижении роли государств, о деэтатизации международного права. Государства - главные субъекты управленческой деятельности во всей системе международных связей. Они контролируют деятельность иных участников международных связей - административно-территориальных единиц государства, неправительственных организаций, физических и юридических лиц. [13]
    Расширение негосударственных связей в международной жизни усложняет задачу управления ими. В результате роль государства не снижается, а возрастает. При этом, правда, эта роль несколько меняется. Государства уделяют все большее внимание обеспечению интересов участников упомянутых связей, что не может не находить отражения и в международном праве. Наличие тенденции к деэтатизации отрицается авторитетными юристами. [13]
    Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали подчеркивал «важность и незаменимость суверенного государства как основного субъекта международного права»4. Известный британский профессор Я. Броунли пишет: «Международное право по существу является правом между государствами, и это остается верным, несмотря на появление различного рода международных организаций и значение стандартов в области прав человека»5. [13]
    В последние годы получили распространение концепции, авторы которых, ссылаясь на развивающийся процесс глобализации, утверждают, будто происходит упадок роли государства, а некоторые даже констатируют конец национального государства. Пишут о том, что государства вытесняются транснациональными корпорациями, которые способны лучше обеспечить мировой порядок. [13]
    Глобализация действительно усложняет управление международной системой, а также национальным обществом. Государствам приходится совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все больший объем общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование возможно лишь путем взаимодействия государств. [13]
    Сказанное находит отражение в практике государств и международных организаций. Генеральный секретарь ООН К. Аннан пишет: «На национальном уровне мы должны управлять лучше, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в решении обеих задач, и их способности в обоих аспектах должны расширяться»6. [13]
    Учитывая, что низкий уровень государственного управления ведет к деградации общества и служит одной из причин внутренних вооруженных конфликтов, ООН предпринимает усилия по упрочению и восстановлению государственности. О них можно судить по регулярно принимаемым Генеральной Ассамблеей ООН резолюциям о поддержке системой ООН усилий правительств по развитию, укреплению или восстановлению демократии. [13]
    В сложившихся условиях международное сообщество берет на себя осуществление новой функции поддержания демократической государственности и верховенства права. Это связано с тем, что некоторые пути развития государства рассматриваются международным сообществом как патологические. Сюда относятся апартеид, крайний национализм, расизм, разжигание вооруженных конфликтов, массовые нарушения прав человека. Государство, не способное обеспечить необходимый уровень управления обществом, представляет угрозу для международного сообщества. [13]
    Сегодня государство несет двойную ответственность - ответственность за положение дел в стране и в международном сообществе. Ни одно другое образование не в состоянии заменить государство в этом качестве. Это принципиальное положение нашло отражение во многих документах ООН. [13]
    Генеральный секретарь ООН К. Аннан говорит, что «государства должны прочно осознать свою двойную роль в нашем глобальном мире. В дополнение к своей самостоятельной ответственности, которую каждое государство несет в отношении своего общества, государства совместно являются гарантами нашей общей жизни на этой планете... Нет ни одного образования, способного конкурировать или заменить государство». [13]
    Еще недавно были весьма популярны идеи создания сверхгосударств или даже мирового государства. Не забыты они и сегодня. Однако реальное развитие событий делает все более очевидной их необоснованность. Достаточно посмотреть, с каким трудом идет развитие Европейского союза, для которого, казалось бы, существуют оптимальные условия. Управление социальными процессами становится все более сложным делом по мере усложнения самого объекта управления. Выход видится в дальнейшем развитии двух тенденций. Первая состоит в расширении полномочий в международной области территориальных подразделений государства, что дает возможность полнее учитывать их особые интересы и тем самым не только повысить уровень управляемости, но и ослабить центробежные тенденции. Вторая тенденция - углубление международного взаимодействия государств, ведущее к росту роли и расширению полномочий международных организаций. Обе тенденции явно просматриваются в развитии Европейского союза. [13]
    В наше время особое развитие получает интеграция на региональном уровне. Однако для решения глобальных проблем необходимо обеспечить достаточно высокий уровень управления мировой системой в целом. Отсюда неизбежность роста роли всеобщих международных организаций, расширения их полномочий и повышения эффективности деятельности. ООН подчеркивает, что «многосторонние механизмы должны играть уникальную роль в отношении вызовов и возможностей, порождаемых глобализацией» [13]
    Центральное положение занимает ООН и ее специализированные учреждения. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. выражено намерение не жалеть усилий для того, чтобы сделать ООН более эффективным инструментом решения проблем, стоящих перед народами мира. Все это определяет тенденцию к росту роли международного права как на региональном, так и на универсальном уровне. [13]
    Из сказанного следует, что развитие глобального управления идет не государственно-правовым, а международно-правовым путем. Задача состоит не в преобразовании международного права в нечто подобное праву государства, а в совершенствовании специфических международно-правовых механизмов. [13]
    Как указано выше, суверенное государство является основным субъектом международного права. В силу своей суверенной власти государства создают и применяют международно-правовые нормы. Понятие государства в международном праве имеет свою специфику. Главное состоит в том, что, будучи носителем суверенитета, государство представляет страну в международных отношениях и обладает способностью осуществлять международные права и обязанности. [13]
    В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, представляющего единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Это четкое понятие используется и в международной практике. [13]
    Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепила следующие критерии государства как субъекта международного права:
* постоянное население;
* определенная территория;
* власть;
* способность вступать в отношения с другими государствами. [13]
    Эти положения не раз подтверждались и в последующей международной практике. [13]
    Литературе известны и иные определения государства. Польский профессор Л. Антонович считает, что «государством является суверенное геополитическое образование, признающее международное право»7. По мнению немецкого профессора Г. Мослера, «государство в аспекте международного правопорядка может быть определено как организованное социальное образование, которое на каждом этапе исторического процесса является высшей общественной властью, обладающей равенством со всеми другими аналогичными образованиями»8. [13]
    Государство - необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Оно сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами. [13]
    
2. Суверенитет как предпосылка международной правосубъектности государства
    Верховенство государства в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими государствами в своей совокупности составляют государственный суверенитет. [14]
    Государственный суверенитет, будучи по своей юридической природе международно-правовой категорией, представляет собой основу, которая, обусловливает общий международно-правовой статус государства, его права и обязанности. Обладание суверенитетом делает государства юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность. [14]
    Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». [14]
    Суверенитет понимается как полновластие внутри государства и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в международных отношениях. [13]
    Это ни в коей мере не исключает фактической взаимозависимости государств, которая регулируется международным правом. Соотношение суверенитета государства и международного права - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права, включая его обязательную силу. Между тем мнения по этому вопросу различны. Весьма распространено мнение, согласно которому между суверенитетом и международным правом существует почти непримиримое противоречие. В суверенитете видят препятствие на пути к эффективности международного права. Американский юрист М. Дженис считает, что «суверенитет и международное право явно антагонистичны»9. [13]
    В связи с этим напомним, что международное право возникло именно тогда, когда появилась потребность в регулировании отношений между суверенными государствами Европы, освободившимися от верховенства папского престола и Священной империи. [13]
    Суверенитет и международное право связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой государствами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осуществляется реализация международных норм. Связь суверенитета и международного права нашла юридическое воплощение в принципе суверенного равенства государств. В соответствии с этим принципом каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства. [13]
    Нельзя не согласиться с индийским профессором Р. Анандом, который пишет: «Суверенитет создает международное право, и это право признает суверенитет как свое основание и фундаментальный принцип»10. [13]
    Противоречия между суверенитетом и международным правом стали активно обсуждаться в наше время. Одни ссылаются на глобализацию, ведущую к растущей взаимозависимости государств. Другие указывают на преобразующую мир информационную революцию. Выдвигаются и иные причины. На самом деле именно в условиях взаимозависимости возрастает значение взаимодействия суверенитета и международного права, а также роли последнего в обеспечении суверенных прав государства. Упрочение международного правопорядка привело к ощутимому повышению действенности суверенных прав государств, включая малые. Многие специалисты обоснованно подчеркивают значение суверенитета в современной международной жизни. [13]
    Весьма распространены среди как ученых, так и политических деятелей взгляды, согласно которым любой договор означает ограничение суверенитета11. Эти взгляды нашли отражение и в практике Постоянной палаты международного правосудия. В одном из ее консультативных заключений говорилось, что суверенитет носит относительный характер в зависимости от того, насколько он ограничен правом. Но та же Палата и в том же году (1923 г.) высказала и несколько иное мнение: «Право вступать в международные соглашения является атрибутом суверенитета государства». Палата отказалась видеть «в заключении любого договора, по которому государство берет на себя обязательство осуществлять или воздерживаться от осуществления определенных действий, отказ от суверенитета». [13]
    Отмеченные взгляды исходят из понимания суверенитета как ничем не ограниченной свободы действий. Между тем «абсолютный» суверенитет попросту невозможен. Суверенитет одного государства всегда ограничен суверенитетом другого. Суверенитет и вытекающие из него права могут реально существовать лишь при условии взаимного признания их государствами. В соответствии с принципом суверенного равенства все государства обладают равными суверенными правами и соответствующими обязанностями. [13]
    Собственно говоря, это положение аналогично тому, которое имеет место и внутри государства. Суверенитет осуществляется в рамках закона. Давняя истина гласит: «Solum rex hoc non facere potest, quod non potest in juste agere» (Только одного король не может - действовать вопреки закону). Разница в том, что международное право создается совместной волей государств. Международное право, как и национальный закон, ограничивает свободу действий государства, а не его суверенитет. Это принципиальное положение было убедительно обосновано отечественными юристами. [13]
    Одними из первых были Н. Круталевич и М. Аваков12. Этот факт признается и западными юристами. Швейцарский профессор Л. Вильдхабер пишет о том, что «большинство институтов международного права продолжают опираться на суверенные государства. В этом смысле можно согласиться с советскими авторами, которые рассматривают суверенитет как "обобщающее положение международного права»13. Преобладающий в отечественной литературе взгляд по рассматриваемому вопросу был достаточно четко сформулирован профессором Ю.М. Колосовым: «Принятие на себя определенных обязательств, т.е. согласие на определенное ограничение свободы действий, является как раз одним из проявлений государственного суверенитета...»14. [13]
    Обязанность действовать в рамках права представляет собой запрещение произвола и тем самым гарантию суверенных прав, а не их ограничение. Утверждать, будто любой договор ограничивает суверенитет, столь же логично, как и считать, будто договор о перевозке вас самолетом ограничивает вашу свободу, а путешествие пешком - нет. Ограничивая свободу действий государства в одном отношении, договор расширяет ее в другом, открывает перед государством новые возможности реализации своего суверенитета. [13]
    Представляет в этом плане интерес мнение заместителя госсекретаря США С. Телботта: противники расширения международных обязательств США «утверждают, будто это ослабляет наш суверенитет. На самом деле наоборот. Хорошо составленные международные обязательства и всесторонняя стратегия международного вовлечения расширяют, а не ограничивают нашу власть над собственной судьбой, судьбой государства» (1997 г.). [13]
    От объема международно-правовых отношений государства зависят возможности осуществления им суверенной власти во внешней среде. Кроме того, следует учитывать относительное уменьшение значимости деятельности, которую государство способно осуществлять самостоятельно, без взаимодействия с другими странами. В настоящее время все более расширяется сфера совместной деятельности государств, поэтому не только возрастает возможность, но и делается все более настоятельной необходимость коллективных действий всех государств. [13]
    По мере расширения сферы совместной деятельности увеличивается и область, в которой осуществление суверенных прав государствами возможно только согласованно, на основе норм международного права. Показательна в этом отношении Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Ряд ее статей распространяют действие суверенитета за пределы государственной территории в рамках установленных норм.
    Таким образом, так же как свободы человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав государства необходимая гарантия - международное право. При этом надежную гарантию суверенитету дает лишь эффективное международное право. [13]
    Итак, суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. [12]
    Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. [12]
    Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом. [12]

3. Основные права и обязанности государства
    Среди международных прав и обязанностей, которыми руководствуются в общении между собой все субъекты международного права, по традиции в отдельную категорию выделяются основные (фундаментальные) права и обязанности государств. Они могут быть определены как права и обязанности, которые принадлежат государствам непосредственно в силу их первичной международной правосубъектности и которые поэтому являются предпосылкой существования международного правопорядка в целом. [14]
    Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав, которые в нормальных условиях не могут быть ограничены. У всех государств они одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и других различий. [13]
    Основные права и обязанности обусловлены природой государства и характером сообщества. Можно сказать, что каково сообщество, таковы и права и обязанности, а с другой стороны, каковы права и обязанности государств, таково и международное сообщество. По мере развития последнего содержание прав и обязанностей расширяется, обогащается. [13]
    Основные права связаны с суверенитетом. Нередко их именуют суверенными правами. Они служат предпосылкой приобретения иных прав и обязанностей. При осуществлении своих суверенных прав государства ограничены соответствующими правами других государств. Использование прав в ущерб правам и законным интересам других государств является злоупотреблением правами. [13]
    Учитывая значение основных прав и обязанностей государств, Генеральная Ассамблея ООН уже в первые годы своего существования поручила Комиссии международного права ООН подготовить проект соответствующей декларации. В 1949 г. Комиссия представила такой проект, который, однако, не был принят. С принятием Декларации о принципах международного права 1970 г. актуальность вопроса уменьшилась, поскольку принципы определили основные права и обязанности государств. Кроме того, в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств. [13]
    Принципы должны толковаться во взаимосвязи как единый комплекс с учетом целей международного права, отраженных Уставом ООН. Этим комплексом закреплено важнейшее право государства, народа, человека - право на жизнь и на мир, а также обязанность сотрудничать во имя этой цели. [13]
    Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств. [13]
    Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствующие дела других государств. [13]
    Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать. [13]
    Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов. [13]
    Заслуживает внимания развитие содержания принципа суверенного равенства. Все государства равны перед международным правом, каждое из них обязано уважать правосубъектность других. Из этого вытекает равное право каждого государства на участие в решении общих проблем, а также вопросов, в которых оно непосредственно заинтересовано. Утверждение этого права является важным шагом к демократизации международного порядка. На протяжении веков господствовала свобода договоров, в соответствии с которой могучие державы решали международные дела без участия других государств, игнорируя их интересы. Лишь в наше время право на участие в решении международных проблем нашло признание. Правда, ведущие державы нередко не проявляют к нему должного уважения. [13]
    Прежде всего, право на участие относится к наиболее очевидному случаю - к участию в конференциях и договорах, посвященных проблемам, представляющим общий интерес, и утверждающих нормы общего международного права. Ныне универсальные конвенции содержат правило всеучастия.
    Например, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. говорится: «Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами...» (ст. 46). Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. закрепила право каждого государства «участвовать в международной торговле и иных формах экономического сотрудничества независимо от каких-либо различий». [13]
    Более сложно обстоит дело с правом на участие в решении конкретных вопросов. Нередко оно игнорируется. Для утверждения этого права в практике существенное значение имеет уточнение самого понятия непосредственно заинтересованное государство. Речь идет о законной заинтересованности государства, о юридически обеспеченном интересе. Международный Суд ООН не раз подчеркивал значение юридического интереса для участия в решении вопроса и его отличие от интереса политического. Государство может иметь политическую заинтересованность, лишенную юридического основания (например, в предотвращении заключения торгового договора между двумя другими государствами). [13]
    Наиболее четко определяется территориальная заинтересованность, дающая право участвовать в определении режима соответствующей территории. На этом основании СССР отстаивал приоритетное право прибрежных государств на участие в разработке Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Такая заинтересованность носит материальный характер. [13]
    Заинтересованность может быть и чисто юридической. Обычно это факт участия в ранее заключенном договоре по тому же вопросу. Так, недунайские государства обосновывали право на участие в определении режима Дуная своим участием в ранее заключенном договоре. Предпочтение должно отдаваться не формально-юридической заинтересованности, а материальному интересу. [13]
    Государство, незаконно устраненное от участия в решении определенного вопроса, вправе не признавать юридической силы за принятыми решениями. [13]
    При решении многих проблем существует категория необходимых участников, т.е. таких, без которых решение останется на бумаге. Так, в решении проблем, связанных с ядерным оружием, необходимыми участниками являются ядерные державы. Однако при этом должны учитываться права и интересы и других государств. В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. предусмотрено, что он вступает в силу после его ратификации государствами-депозитариями (ими являются ядерные державы) и 40 другими подписавшими договор государствами. [13]
    Утверждение в международной практике права на участие имеет первостепенное значение для реальности прав государств, для демократизации мирового порядка. [13]
    Конкретное содержание категории основных прав и обязанностей достаточно условно, и все попытки, в том числе в рамках ООН, составить их согласованный перечень до сих пор успеха не имели. Вместе с тем несомненна объективная правовая взаимозависимость основных прав и обязанностей государств с руководящими принципами современного международного права, которые находят свое формально-нормативное выражение в категории основных прав и обязанностей. [14]
    С учетом этого к числу непременных, основополагающих прав государства могут быть отнесены: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на индивидуальную или коллективную самооборону. [14]
    Из основных прав государств вытекают их обязанности в отношении других членов международного сообщества и сообщества в целом: уважение суверенитета других государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие международного экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды. [14]
    
    
    
    
    
    
    
Глава 2. Международная правосубъектность государств
1. Понятие и содержание международной правосубъектности
    Участники международных отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права.
    В этом смысле международная правосубъектность равнозначна международной дееспособн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%